книгаНа сайт

Педагогический проект "Джонатан Ливингстон". ОТСМ-ТРИЗ в образовании

  Задачи синтеза в ОТСМ-ТРИЗ технологии 

Виртуальный сборник на сайте http://jlproj.org

                     Составитель: А. А. Нестеренко

От составителя

Проектная работа по синтезу объектов разного вида: игр, задач, плакатов, определений и, конечно, сочинению произведений малых жанров позволяет решить разнообразные дидактические задачи, связанные с  развитием воображения, речи и мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Интересные исследования по данной теме можно организовать и для более старших школьников, и даже для взрослых - все зависит от глубины погружения в проблему.

Когда я в начале 90-х  придумала алгоритмы синтеза загадок, к радости открытия примешивалось сомнение - неужели никто не сделал этого раньше? Конечно, простые алгоритмы синтеза появились до нас. Активно использовался метод морфологического анализа (Ф. Цвикки), модели для синтеза текстов были описаны   в "Грамматике фантазии" Джанни Родари, в методическом комплекте "Литература как предмет эстетического цикла" Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской.  В технологии критического мышления давно практикуется сочинение синквейна на этапе рефлексии.  Инструменты на базе  ТРИЗ и ОТСМ  дают  возможность сделать процесс обучения синтезу объектов  более технологичным. Но главное отличие - в том, что в ОТСМ-ТРИЗ технологии синтезу объекта предшествует исследование, в ходе которого дети самостоятельно выделяют модель.

В этом виртуальном сборнике вы найдете работы педагогов школ и дошкольных учреждений, а также учеников ТРИЗ-класса, посвященные проблеме  решения задач синтеза и обучению этому детей. В одних работах описан опыт синтеза объектов, в других приводятся собственные исследования педагогов, позволившие им получить модели  и затем передать их ученикам и воспитанникам.; в третьих представлены детские исследования, в которых ученики сначала  собирают и анализируют копилки, затем выводят модель и уже на ее основе создают собственные объекты. Большинство материалов посвящено синтезу произведений малых жанров: загадок, скороговорок, мини-сказок и т.п., однако мы включили сюда работы, не связанные с развитием речи, чтобы наглядно показать, что технология  синтеза объектов достаточно универсальна.

Раздел "Полезные ссылки" отсылает к работам, в которых можно найти модели, не использованные в этом сборнике. Возможно, они дадут вам идеи для организации новых исследований.

Нам кажется, что сегодня этот сборник очень нужен и тем педагогам, которые хотят для начала повторить чей-то успешный опыт и, главное, тем, кто собирается двигаться дальше, открывая в этой теме новые "земли".

Все материалы (за исключением "Полезных ссылок", находятся на сайтах http://jlproj.org и http://gazeta-licey.ru . Часть материалов - сделанные с согласия авторов копии с сайта http://trizminsk.org

Напомним, что все статьи и методические разработки являются интеллектуальной собственностью их авторов и защищены законом об авторском праве. Перепечатывать материалы без разрешения авторов запрещено. При цитировании объязательны полные ссылки. 

 ©Антилова В.А., ©Белова Г.В., ©Валюмс Н.П., ©Голосова О.В., ©Еремушкина Е.В., ©Журавлева Н.М., ©Журавлева Т.Н.,  ©Измайлова Н.А., ©Каргинова Н.В.,  ©Кленова И.А., ©Корзун А.В., ©Кузнецова Н.Ю.,  ©Лазарева Н.В., ©Михеева Е.В., ©Мурашковска И.Н.,  ©Нестеренко А.А.,  ©Никитина М.В., ©Сидорчук Т.А.,  ©Синдяева О.Н., ©Уральская В.Л., ©Хоменко Н.Н., ©Чижевская Н.Э., ©Шамсрахманова У.К.

Теория

Модели для сочинения 

(синтез произведений малых жанров)

Аналитика

Учим на задачах синтеза:  комплексный подход

Корзун А.В. Отзыв на методику "Сказка, отворись"

Простые модели - рифмовки, заклички, считалки, небылицы, потешки, вредные советы

Выразительные средства: метафоры, гиперболы, оксюмороны и т.п

Рассуждения и выводы в стихах и в прозе: 

лимерики, хокку, басни, пословицы 

Видеозапись защиты проекта

Шутить можно научить 

(синтез анекдотов)

От малой формы - к  сказке,  фантастике и публицистике

Модели для изучения 

(синтез задач и определений)

Задачи-ловушки

Каргинова Н.В. Задачи-ловушки: проблемы, синтез, решения 

Математические текстовые задачи

Журавлева Т.Н. К вопросу об использовании пособия "Конструктор задач"

Определения

Белова Г.В., Драган Е.А., Нестеренко А.А. Приемы работы над определением

Модели для развлечения

Игрушки

Нестеренко А.А. Новогодние морфоящики

Открытки

Фокусы

Уральская В.Л. Фокусы и ТРИЗ

Полезные ссылки по теме