Педагогический проект "Джонатан Ливингстон". ОТСМ-ТРИЗ в образовании Задачи синтеза в ОТСМ-ТРИЗ технологии Виртуальный сборник на сайте http://jlproj.org
Составитель:
А. А. Нестеренко |
|
От составителяПроектная
работа по синтезу объектов разного вида: игр, задач, плакатов,
определений и, конечно, сочинению произведений малых жанров позволяет
решить
разнообразные дидактические задачи, связанные с развитием
воображения, речи и мышления детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Интересные исследования по данной теме можно организовать и
для более старших школьников, и даже для взрослых - все зависит от
глубины погружения в проблему. Когда я в начале 90-х придумала алгоритмы синтеза загадок, к радости открытия примешивалось сомнение - неужели никто не сделал этого раньше? Конечно, простые алгоритмы синтеза появились до нас. Активно использовался метод морфологического анализа (Ф. Цвикки), модели для синтеза текстов были описаны в "Грамматике фантазии" Джанни Родари, в методическом комплекте "Литература как предмет эстетического цикла" Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. В технологии критического мышления давно практикуется сочинение синквейна на этапе рефлексии. Инструменты на базе ТРИЗ и ОТСМ дают возможность сделать процесс обучения синтезу объектов более технологичным. Но главное отличие - в том, что в ОТСМ-ТРИЗ технологии синтезу объекта предшествует исследование, в ходе которого дети самостоятельно выделяют модель. В этом виртуальном сборнике вы найдете работы педагогов школ и дошкольных учреждений, а также учеников ТРИЗ-класса, посвященные проблеме решения задач синтеза и обучению этому детей. В одних работах описан опыт синтеза объектов, в других приводятся собственные исследования педагогов, позволившие им получить модели и затем передать их ученикам и воспитанникам.; в третьих представлены детские исследования, в которых ученики сначала собирают и анализируют копилки, затем выводят модель и уже на ее основе создают собственные объекты. Большинство материалов посвящено синтезу произведений малых жанров: загадок, скороговорок, мини-сказок и т.п., однако мы включили сюда работы, не связанные с развитием речи, чтобы наглядно показать, что технология синтеза объектов достаточно универсальна. Раздел "Полезные ссылки" отсылает к работам, в которых можно найти модели, не использованные в этом сборнике. Возможно, они дадут вам идеи для организации новых исследований. Нам кажется, что сегодня этот сборник очень нужен и тем педагогам, которые хотят для начала повторить чей-то успешный опыт и, главное, тем, кто собирается двигаться дальше, открывая в этой теме новые "земли". Все материалы (за исключением "Полезных ссылок", находятся на сайтах http://jlproj.org и http://gazeta-licey.ru . Часть материалов - сделанные с согласия авторов копии с сайта http://trizminsk.org Напомним, что все статьи и методические разработки являются интеллектуальной собственностью их авторов и защищены законом об авторском праве. Перепечатывать материалы без разрешения авторов запрещено. При цитировании объязательны полные ссылки. ©Антилова В.А., ©Белова Г.В., ©Валюмс Н.П., ©Голосова О.В., ©Еремушкина Е.В., ©Журавлева Н.М., ©Журавлева Т.Н., ©Измайлова Н.А., ©Каргинова Н.В., ©Кленова И.А., ©Корзун А.В., ©Кузнецова Н.Ю., ©Лазарева Н.В., ©Михеева Е.В., ©Мурашковска И.Н., ©Нестеренко А.А., ©Никитина М.В., ©Сидорчук Т.А., ©Синдяева О.Н., ©Уральская В.Л., ©Хоменко Н.Н., ©Чижевская Н.Э., ©Шамсрахманова У.К. |
|
Теория | |
Модели для сочинения(синтез произведений малых жанров) | |
Аналитика | |
Учим на задачах синтеза: комплексный подход |
|
Простые модели - рифмовки, заклички, считалки, небылицы, потешки, вредные советы
|
|
Выразительные средства: метафоры, гиперболы, оксюмороны и т.п |
|
Рассуждения и выводы в стихах и в прозе:лимерики, хокку, басни, пословицы |
|
Шутить можно научить(синтез анекдотов) | |
От малой формы - к сказке, фантастике и публицистике |
|
Модели для изучения(синтез задач и определений) | |
Задачи-ловушки | Каргинова Н.В. Задачи-ловушки: проблемы, синтез, решения |
Математические текстовые задачи | Журавлева Т.Н. К вопросу об использовании пособия "Конструктор задач" |
Определения | Белова Г.В., Драган Е.А., Нестеренко А.А. Приемы работы над определением |
Модели для развлечения | |
Игрушки | Нестеренко А.А. Новогодние морфоящики |
Открытки | |
Фокусы | Уральская В.Л. Фокусы и ТРИЗ |
Полезные ссылки по теме | |
|