книгаНа сайт

Педагогический проект "Джонатан Ливингстон". ОТСМ-ТРИЗ в образовании

  Задачи синтеза в ОТСМ-ТРИЗ технологии 

Виртуальный сборник на сайте http://jlproj.org

                     Составитель: А. А. Нестеренко

От составителя

Проектная работа по синтезу объектов разного вида: игр, задач, плакатов, определений и, конечно, сочинению произведений малых жанров позволяет решить разнообразные дидактические задачи, связанные с  развитием воображения, речи и мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Интересные исследования по данной теме можно организовать и для более старших школьников, и даже для взрослых - все зависит от глубины погружения в проблему.

Когда я в начале 90-х  придумала алгоритмы синтеза загадок, к радости открытия примешивалось сомнение - неужели никто не сделал этого раньше? Конечно, простые алгоритмы синтеза появились до нас. Активно использовался метод морфологического анализа (Ф. Цвикки), модели для синтеза текстов были описаны   в "Грамматике фантазии" Джанни Родари, в методическом комплекте "Литература как предмет эстетического цикла" Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской.  В технологии критического мышления давно практикуется сочинение синквейна на этапе рефлексии.  Инструменты на базе  ТРИЗ и ОТСМ  дают  возможность сделать процесс обучения синтезу объектов  более технологичным. Но главное отличие - в том, что в ОТСМ-ТРИЗ технологии синтезу объекта предшествует исследование, в ходе которого дети самостоятельно выделяют модель.

В этом виртуальном сборнике вы найдете работы педагогов школ и дошкольных учреждений, а также учеников ТРИЗ-класса, посвященные проблеме  решения задач синтеза и обучению этому детей. В одних работах описан опыт синтеза объектов, в других приводятся собственные исследования педагогов, позволившие им получить модели  и затем передать их ученикам и воспитанникам.; в третьих представлены детские исследования, в которых ученики сначала  собирают и анализируют копилки, затем выводят модель и уже на ее основе создают собственные объекты. Большинство материалов посвящено синтезу произведений малых жанров: загадок, скороговорок, мини-сказок и т.п., однако мы включили сюда работы, не связанные с развитием речи, чтобы наглядно показать, что технология  синтеза объектов достаточно универсальна.

Раздел "Полезные ссылки" отсылает к работам, в которых можно найти модели, не использованные в этом сборнике. Возможно, они дадут вам идеи для организации новых исследований.

Нам кажется, что сегодня этот сборник очень нужен и тем педагогам, которые хотят для начала повторить чей-то успешный опыт и, главное, тем, кто собирается двигаться дальше, открывая в этой теме новые "земли".

Все материалы (за исключением "Полезных ссылок", находятся на сайтах http://jlproj.org и http://gazeta-licey.ru . Часть материалов - сделанные с согласия авторов копии с сайта http://trizminsk.org

Напомним, что все статьи и методические разработки являются интеллектуальной собственностью их авторов и защищены законом об авторском праве. Перепечатывать материалы без разрешения авторов запрещено. При цитировании объязательны полные ссылки. 

 Антилова В.А., Белова Г.В., Валюмс Н.П., Голосова О.В., Еремушкина Е.В., Журавлева Н.М., Журавлева Т.Н.,  Измайлова Н.А., Каргинова Н.В.,  Кленова И.А., Корзун А.В., Кузнецова Н.Ю.,  Лазарева Н.В., Михеева Е.В., Мурашковска И.Н.,  Нестеренко А.А.,  Никитина М.В., Сидорчук Т.А.,  Синдяева О.Н., Уральская В.Л., Хоменко Н.Н., Чижевская Н.Э., Шамсрахманова У.К.

Теория

Модели для сочинения 

(синтез произведений малых жанров)

Аналитика

Учим на задачах синтеза:  комплексный подход

Корзун А.В. Отзыв на методику "Сказка, отворись"

Простые модели - рифмовки, заклички, считалки, небылицы, потешки, вредные советы

Выразительные средства: метафоры, гиперболы, оксюмороны и т.п

Рассуждения и выводы в стихах и в прозе: 

лимерики, хокку, басни, пословицы 

Видеозапись защиты проекта

Шутить можно научить 

(синтез анекдотов)

От малой формы - к  сказке,  фантастике и публицистике

Модели для изучения 

(синтез задач и определений)

Задачи-ловушки

Каргинова Н.В. Задачи-ловушки: проблемы, синтез, решения 

Математические текстовые задачи

Журавлева Т.Н. К вопросу об использовании пособия "Конструктор задач"

Определения

Белова Г.В., Драган Е.А., Нестеренко А.А. Приемы работы над определением

Модели для развлечения

Игрушки

Нестеренко А.А. Новогодние морфоящики

Открытки

Фокусы

Уральская В.Л. Фокусы и ТРИЗ

Полезные ссылки по теме